Игорь Галась: «Бюджет Кубани в пятерке крупнейших»

В краевой администрации прошла пресс-конференция вице-губернатора Игоря Галася. Замглавы региона  пообщался с журналистами краевых и федеральных СМИ, рассказал о текущих результатах работы: финансовой политике края, реализации государственных программ, развитии основных отраслей экономики, крупных инфраструктурных проектах и изменениях контрактной системы региона.

Основные отрасли "в плюсе"

Игорь Петрович, охарактеризуйте экономическое положение края.

– Ситуация в экономике в целом позитивная. Мы видим рост по итогам семи месяцев 2019 года и в промышленности, которая прибавила 3,7 % к показателям того же периода прошлого года, и в сельском хозяйстве – рост составил 2,5 %, и в транспортировке и хранении – почти 2 %. Положительная динамика наблюдается в розничной торговле – 2,3 %, выросли показатели в сфере общественного питания – 0,8 %, курортная отрасль показала положительную динамику в  2,1 %. Таким образом, основные базовые отрасли показывают рост, а это, в свою очередь, хорошо сказывается на исполнении консолидированного бюджета края.

Однако мы фиксируем серьезное отставание от прошлогоднего уровня в строительстве: в январе-июле объемы выполненных работ сократились на 34,3 %. Можно находить оправдание в том, что завершилась реализация крупных федеральных проектов. Но мы убеждены: необходимо увеличивать объем инвестиций, это даст новый импульс росту строительной отрасли. Ввод в действие жилых домов уже увеличен на 12,5 %. Хотя год назад по этому показателю снижение составляло 22,3 %. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к восстановлению прежних объемов.

Кроме того, отрицательная динамика сохраняется пока и в оптовой торговле, хотя и не настолько, как в строительстве. Ее оборот сократился на 2,7 %. Но по объемам край остается на 1 месте в ЮФО.

Каким вы видите развитие экономики до конца года?

– Думаю, по итогам 2019 года промышленность покажет темпы роста не менее 102,3 %, это соответствует общероссийским показателям. Сельское хозяйство прирастет и выйдет на 106,1 %, что значительно выше, чем прогнозируется в целом по стране: там, по оценкам экономистов, рост составит лишь 1,3 %. По розничной торговле прогноз – 101,9 % (РФ – 101,3 %), по транспорту и курортам – не менее 101–102 %. Кроме того, мы предполагаем, что темпы спада в строительстве сократятся до 82 %, а оптовая торговля преодолеет нулевую отметку и покажет рост в 100,7 %.

Скажите, насколько "здоровы" кубанские предприятия: как часто происходят случаи банкротств и есть ли среди несостоятельных предприятий социально значимые?

– В целом ситуация в сфере банкротства хозяйствующих субъектов в регионе остается стабильной на протяжении многих лет.

По состоянию на 1 сентября текущего года на территории края в различных процедурах банкротства находятся 1615 предприятий. Это в масштабах региональной экономики не много.

В разрезе отраслей экономики наибольшее количество организаций, находящихся в процедурах банкротства, приходится на строительный комплекс – 324 хозяйствующих субъекта, или 20,1 % от общего количества банкротов края. В потребительской сфере – 270 несостоятельных предприятий, или 15 %, в сельском хозяйстве – 195, или 12 %.

Оценивая значимость банкротных хозяйствующих субъектов для экономики края и возможность вовлечения их имущественных комплексов в экономический оборот, скажу, что основная масса таких предприятий на момент банкротства уже прекратила какую-либо деятельность и сократила всех работников, а также не обладают никаким имуществом, на базе которого возможно организация новых предприятий.

Так, из 1615 хозяйствующих субъектов, находящихся в различных процедурах банкротства, всего 298 обладают каким-либо имуществом, которое будет реализовываться в рамках дел о банкротстве, и только 73 хозяйствующих субъекта обладают крупными имущественными комплексами, которые могут иметь инвестиционную привлекательность для экономики края.

Совокупная стоимость их имущества составляет более 40 млрд рублей по результатам оценки и инвентаризации. Вопрос реализации этого имущества мы держим на контроле.

И тем не менее банкроты есть. Они часто "грешат" долгами по зарплате. Как с этой проблемой обстоят дела в регионе?

–  Эта тема постоянно находится на повестке дня региональной власти, отслеживаем ситуацию вместе с прокуратурой и другими контролирующими ведомствами. В регионе результативно работает система мониторинга наличия задолженности по зарплате. Сейчас долги кубанских предприятий, и действующих, и банкротных, в общей сложности составляют порядка 300 млн рублей. С начала года мы наблюдаем устойчивую тенденцию сокращения объема.

Власти на всех уровнях прилагают максимум усилий, чтобы не допустить задержек заработной платы. Если они все же случились из-за ухудшения финансово-хозяйственного положения предприятия, принимаем необходимые меры. Нацеливаем компании, которые находятся на грани банкротства, на то, чтобы в первую очередь выплатить заработную плату. Из нашумевших примеров этого года:  обанкротившаяся фирма "Санги Стиль" погасила более 77 млн рублей.

Работает экономика растет бюджет

Как складывается ситуация с мобилизацией доходов краевой казны?

– В консолидированный бюджет края средства поступают хорошими темпами. За 8 месяцев 2019 года мобилизовано 214,1 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов. Темп роста – 109,5 %. В абсолютной сумме доходы бюджета выросли на 38,1 млрд рублей, это плюс 21,7 % к показателям прошлого года. Такая конъюнктура сложилась в том числе за счет единовременных платежей по НДФЛ и налогу на прибыль. Они составили 24,2 млрд рублей.

В результате наш край серьезно продвинулся вверх в общероссийском рейтинге регионов по объему налоговых и неналоговых доходов. Если в прошлом году мы находились на седьмом месте, то теперь переместились на пятое. Сейчас стоит задача до конца года закрепиться в пятерке лидеров, а в будущем добиться того, чтобы наши собственные доходы перегнали традиционных лидеров – Московскую область и Санкт-Петербург. Мы прогнозируем, что в целом в 2019 году собственные доходы краевого бюджета превысят 300 млрд рублей.

Предприятия каких отраслей экономики в основном формируют бюджет?

– Прежде всего, это предприятия топливно-энергетического комплекса, потребительской сферы, отраслей транспорта и агропромышленного комплекса.

Насколько в росте налоговых поступлений ощутим результат работы по выводу граждан из теневой занятости, легализации серых зарплат?

– Мы активно ведем такую работу. Этот год мы посвятили налогу на  доходы физических лиц, легализации этого источника пополнения бюджета. В распоряжении налоговой службы появился новый инструмент, помогающий выявить предприятия, которые выплачивают  заработную плату значительно ниже среднеотраслевой. Некоторые организации показывают зарплату в пять раз ниже средней по отрасли. Нами выработан отдельный алгоритм работы с такими работодателями, они заслушиваются на комиссиях в  муниципальных образованиях, где, кроме органов МСУ, присутствуют представители налоговой, иных контролирующих ведомств.

Отдельные крупные предприятия, где устанавливаются такие факты, рассматриваются на уровне края отраслевыми органами власти. Сначала им предлагается самостоятельно разобраться в причинах такого сильного снижения. О санкциях речи не идет. Налоговая инспекция сегодня позиционирует себя как сервисная служба,  а не карательный орган, и на первых этапах подсказывает, разъясняет. Но если не будут исправлены те моменты, на которые мы указали, то компания может попасть в группу риска, когда будут проведены пристальные проверки и применены наказания.

За счет этой работы мы дополнительно привлекли в бюджет  порядка 1 млрд рублей доходов по НДФЛ.

Данным вопросом мы занимаемся постоянно. Поле для деятельности серьезное, создана рабочая группа с участием налоговой службы, кадастра, Росреестра, которая  в ежеквартальном формате работает в этом направлении. 

Финансовые успехи

Регион все чаще называют в лидерах различных финансовых рейтингов. Какие из последних достижений, на ваш взгляд, наиболее важны?

– Нас признали лучшим в России регионом по уровню открытости бюджетных данных. Нам  присвоен "Очень высокий уровень открытости бюджетных данных" за 2018 год. В целом в последние шесть лет мы по этому показателю остаемся в числе лидеров, занимаем обычно первое или второе места. Для определения рейтинга той или иной территории эксперты оценивают, насколько доступна людям информация о том, как формируется бюджет субъекта федерации: можно ли без труда найти эти сведения, своевременно ли размещаются данные и доступны ли они для понимания. А также то, как налажены механизмы взаимодействия с общественностью, насколько активно граждане участвуют в обсуждении бюджетных вопросов.

Кроме того, Минфин РФ по предварительным итогам 2018 года отнес Краснодарский край к регионам с высоким качеством управления финансами. Этот рейтинг имеет высокий статус. Здесь учитывается качество бюджетного планирования, исполнения бюджетов, управления долговыми обязательствами и госсобственностью. Оцениваются финансовые взаимоотношения с муниципалитетами, степень прозрачности бюджетного процесса и выполнение майских указов.

Также важный показатель – кредитоспособность края. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА-. Такая же оценка была дана региону и полгода назад, однако специалисты агентства в этом году дополнительно отметили и положительную динамику развития экономики и устойчивую тенденцию к росту доходов бюджета.

Госдолг больше не бремя

Как сегодня складывается долговая политика региона?

– Могу с уверенностью заявить, что на сегодня проблема государственного долга для края отошла на второй план. Действительно, еще несколько лет назад долговые обязательства региона были огромным бременем, доходили до 99 % от объема бюджета. Однако правильное управление госдолгом позволило не только значительно уменьшить нагрузку, но и сократить долг в абсолютной сумме.

По итогам 2018 года госдолг края уменьшился на 9 млрд рублей, а долговая нагрузка снизилась  до 66,6 % . На 2019 год уровень госдолга составлял 140,2 млрд рублей. В течение этого года мы погашаем долги темпами более высокими, чем изначально планировали. На 1 сентября край рассчитался с кредиторами еще на 29,6 млрд рублей. Таким образом, сейчас мы должны 110,6 млрд рублей.

Из этой суммы 20 млрд рублей – это обязательства по гособлигациям края. Как вы помните, мы делали два выпуска облигаций по 10 млрд рублей – в 2017 и 2018 годах. Ставки купонного дохода по ним – 8,6 % и 7,63 % соответственно. Обязательства перед кредитными организациями составляют 25 млрд рублей. Это 22,6 % от общего его объема. Здесь процентные ставки колеблются в промежутке от 7,8 до 8,5 % годовых.

Достаточно большой удельный вес в структуре госдолга занимают бюджетные кредиты – 58 млрд рублей. Это те деньги, которые федерация предоставляла на олимпийские проекты. Срок их погашения начинается с 2023 года и растянется на 10 лет.

В целом по итогам 2019 года мы планируем погасить долговые обязательства на 37,4 млрд рублей. Таким образом, к началу следующего бюджетного года госдолг будет составлять немногим более 100 млрд рублей.

Когда край рассчитается с долгами окончательно?

– Для здоровой экономики нормально, когда долговые обязательства региона составляют 45–50 % от объема его бюджета. В частности, Министерство финансов ввело такой показатель, как уровень устойчивости бюджета, и при выставлении оценки долговую нагрузку ниже 50 % считает безопасной. В среднесрочной перспективе край не будет продолжать снижение долговой нагрузки. Более того, объем государственного долга в абсолютной сумме будет прирастать. Но, поскольку мы планируем и интенсивный прирост собственных доходов, долговая нагрузка будет держаться в диапазоне 45–50 % от бюджета.

Мы не ставим перед собой задачу жить без долгов. Кредиты – это неотъемлемая часть экономики любой здоровой структуры, коммерческой или государственной. Важнее грамотно стимулировать социальное  и экономическое развитие. Вкладывать средства в поддержку предпринимательства и получать дивиденды в виде роста налоговых отчислений. Также крайне важно развивать инфраструктуру региона.

Так сложилась конъюнктура, что в текущем году мы получили сверхдоходы. И начали ряд крупных инфраструктурных проектов, для финансирования которых планируем привлекать в том числе и банковские кредиты. Среди этих проектов – строительство лечебно-диагностического комплекса детской краевой больницы, которое потребует инвестиций в 5,1 млрд рублей, возведение второй очереди Краевой клинической больницы – более 7 млрд рублей, Кубанского казачьего кадетского корпуса – 1,6 млрд рублей, школы для одаренных детей – 2,3 млрд рублей. Кроме того, планируется провести реконструкцию Ейского, Таманского и Троицкого водоводов. По сути, параллельно с уже существующими сетями будут построены новые. Финансирование всех работ составит 10 млрд рублей. Также порядка 1 млрд рублей мы направим на закупку современного оборудования для кубанских школ.

Вы сказали, что в абсолютной сумме в перспективе долг может вырасти. Планируете очередной облигационный заем или будете привлекать коммерческие кредиты?

– Да, мы планируем к концу этого года разместить еще один облигационный заем  на  10 млрд рублей. Срок обращения бумаг будет установлен до 7 лет.

На мой взгляд, облигации – это эффективный инструмент бюджетной политики. Для краевого бюджета способ привлечь заемные средства дешевле, чем банковские кредиты. Для приобретателей облигаций – выгодное вложение, поскольку процентные ставки доходов, как правило, выше, чем по вкладам в банках.

Все выплаты край осуществляет в полном объеме и своевременно, поэтому покупка гособлигаций региона – возможность приумножить капитал без рисков. К примеру, в сентябре мы сделали выплату по пятому купонному периоду облигаций, выпущенных в 2018 году. Она составила 190,2 млн рублей. Всего же за 7 лет по этому выпуску будет выплачено 760,8 млн рублей. Кроме того, в августе мы заплатили 214,4 млн рублей по восьмому купонному периоду гособлигаций края, выпущенных в 2017 году.

Программный бюджет

Каким образом организована расходная часть бюджета, сколько выделяется на социалку и как финансируются госпрограммы?

– У нас в регионе действуют 26 государственных программ. На их реализацию предусмотрено 253,6 млрд рублей – это почти 96 % от всех расходов бюджета. То есть наш бюджет – программный. Приоритетные направления финансирования для края традиционны – это программы социальной направленности. На них по итогам года будет выделено почти 177 млрд рублей, или 70 % от всех денег, которые заложены на исполнение госпрограмм. Так, на развитие здравоохранения в 2019 году предусмотрено 30,4 млрд рублей, на образование – 61,4 млрд рублей, на отрасль "Культура, кинематография" – 2,8  млрд рублей, на социальную политику – 52,7 млрд. Расходы на физическую культуру и спорт составляют 5,2 млрд.

Бюджет в проекте

Как идет работа над проектом бюджета на 2020-2022 годы?

– Все идет по графику, 27 ноября собираемся внести проект закона для рассмотрения на сессии Законодательного Собрания. Мы планируем, что в 2020 году доходы краевой казны составят 269,6 млрд рублей, расходы – 276,7 млрд рублей. То есть бюджет будет дефицитным – на 7,1 млрд рублей. Собственные доходы консолидированного бюджета края в 2020 году запланированы на уровне  230,1 млрд рублей. Это на 16,5 млрд рублей выше плановых показателей текущего года.
В частности, в следующем году мы должны проиндексировать на уровень инфляции (3,8 %) социальные выплаты, стипендии, расходы на оплату коммунальных услуг, питание и медикаменты. Это порядка 0,9 млрд рублей. Кроме того, необходимо поднять на уровень инфляции зарплаты работников госучреждений и госслужащих. А для отдельных категорий работников бюджетной сферы – в частности врачей и учителей – уровень средней заработной платы вырастет на 6,3 %. Это потребует выделения 2,6 млрд рублей. Расходы на медстраховку неработающего населения также вырастут на 1,1 млрд рублей – до 24,4 млрд.

При этом у нас на 4 млрд рублей вырастет и объем регионального дорожного фонда. В итоге сумма составит 30,3 млрд рублей. Кроме того, 3,7 млрд рублей перейдут на 2020 год из тех средств, которые не были израсходованы в 2019 году.

Централизация закупок исключит ошибки

Не так давно сообщалось, что в крае будет организована "Дирекция государственных закупок", которая в том числе призвана помогать муниципалитетам с проведением торгов. Как идет работа в этом направлении?

– Дирекция уже создана, ей переданы полномочия по определению поставщиков от департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края. Штат организации пока еще комплектуется, но работа уже идет в полном объеме. Мы хотим обеспечить своевременное осуществление централизованных закупок с углубленным рассмотрением всех поступающих заявок, а также повысить качество подготавливаемых заказчиками закупочных документов. Не секрет, что в муниципальных органах власти не всегда есть специалисты, которые досконально разбираются в современной закупочной системе. В результате из-за ошибок при подготовке конкурсной документации мы имеем срывы сроков осуществления муниципальных закупок. В том числе при строительстве и ремонте важных социальных объектов.

Теперь же все конкурсные процедуры закупок для госнужд будут проводиться через дирекцию. А также сложные и важные закупки для муниципалитетов, особенно если деньги на них выделил край. Кроме того, мы создали в каждом муниципалитете так называемые "центры компетенций", которые в том числе будут проводить конкурентные закупки для нужд поселений.

Хотел бы отметить еще один важный момент. Губернатор Вениамин Кондратьев поручил создать условия для большего вовлечения в процесс госзакупок предпринимателей края. Этот процесс необходимо сделать по-настоящему доступным для местных производителей товаров и поставщиков услуг. Поэтому мы сейчас формируем каталоги промтоваров и пищевых продуктов, которые производятся в нашем регионе. Эти списки будут рекомендоваться при выборе поставщиков для выполнения госзаказов. Мы хотим государственных и муниципальных заказчиков максимально ориентировать на взаимодействие именно с нашими производителями.

В задачи органов государственной власти региона входит поддержка и развитие местных предпринимателей. И это, уверен, может стать одним из действенных инструментов такой поддержки.

Почтовый адрес: 350014, Россия, г. Краснодар, ул. Красная, 35
Фактический адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 23 (5-6 этаж)
тел.: +7 (861) 214-51-91, факс: +7 (861) 298-59-02
economy@krasnodar.ru
economy.krasnodar.ru

Портал
государственных программ
Краснодарского Края